Ремонт и регулировка карбюратора двигателя 139FMB для мопеда или скутера

Присоединиться к группам: на ОДНОКЛАССНИКАХ и ВКОНТАКТЕ

Ремонт и настройка карбюратора , на первый взгляд, для новичка является просто невыполнимой задачей. Вспоминая себя, я боялся даже протирать карбюратор тряпочкой) На самом же деле, данный узел мопеда весьма просто и логично работает, но нужно разобраться с конструкцией. Изучать мы будем стандартный карбюратор, устанавливаемый на двигателях китайских мопедов с 4х тактным двигателем 139FMB. Начнем изучать всё по порядку и с самых основ.

карбюратор двигателя 139FMB китайского мопеда

карбюратор двигателя 139FMB китайского мопеда


Для работы любого двигателя необходимо топливо. В двигателе у нас сгорает не то топливо, которое мы заливаем в бак, а воздушно-топливная смесь, получаемая из него. Именно такая смесь обладает необходимыми свойствами воспламенения и может обеспечить необходимый выход энергии. Если вы внимательно изучите свой мопед, то будет четко видно, что поступаеющее из бака топливо попадает по гибкой топливной трубке первоначально в карбюратор, а сам карбюратор соединен с цпг двигателя через входной клапан впускным патрубком.
2
Из сказанного выше не сложно догадаться, что карбюратор здесь играет роль смесителя топлива и получения воздушно-топливной смеси. Топливная смесь получается вследствие разбрызгивания топлива через калиброванные отверстия. Эти отверстия носят названия жиклеры. Процесс формирования смеси легче всего представить как сдувание воздушным потоком воздушных капель от пуливилизатора для опрыскивания цветов. Отсюда сразу легко понять откуда берутся основные сбои в работе карбюратора – их тоже не так уж и много.

Жиклеры могут засориться, смесь может мешаться в неправильных пропорциях (что черевато например детонацией), калибры могут измениться а мелкие части, такие как игла карбюратора, могут погнуться и попросту не перекрывать клапан. Откуда берется разряжение тоже не сложно разобраться (Пояснение: данный термин – это умное название процесса всасывания топлива. Этот процесс легко представить например как шприц, с помощью которого мы всасываем жидкость). Так вот в четырхетактном двигателе это всасывание осуществляется вследствие первого такта. Поршень, двигаясь вниз, протаскивает за собой воздушный поток через карбюратор. Этот поток вбирает в себя разбрызганную смесь, образуя воздушно-топливную смесь.

карбюратор двигателя 139FMB китайского мопеда в разрезе

карбюратор двигателя 139FMB китайского мопеда в разрезе


Теперь перейдем к более подробному рассмотрению устройства самого карбюратора. На рисунке,который я нашел в интернете, приведен самый простой вариант реализации мопедного карбюратора. Почему-то автор не отметил винт и канал холостого хода, но пока будем рассматривать эту конструкцию и эту схему, так как она позволяет понять азы настройки и работы. Итак, пробежимся по основным отмеченным позициям, которые необходимо увидеть для понимания работы:

3 – Игла карбюратора
5 – Бензин
6 – Главный топливный жиклер

Воздушный поток, всасываемый поршнем двигателя, вытягивает через главный топливный жиклер 6 топливо 5 по направлению в соответствии с указанным стрелкой. Игла карбюратора 3 , соединенная тросиком с ручкой газа закрывает этот жиклер. Когда мы крутим ручку газа, тросик , соединенный с иглой 3, наматывается на ручку. Игла ,перемещаясь в вертикальном направлении либо открывает , либо закрывает доступ тполива из галвного жиклера. Игольчатый клапан выбран не случайно – такая конструкция позволяет оптимально удобно и эффективно контролировать количество топлива.

Теперь рассмотрим три важных момента:

1. Если игла закрыта, значит двигатель заглохнет в тот момент , когда вы отпустите ручку газа. Эта проблема была решена установкой “винта оборотов”. Данный винт упирается в манжету игольчатого клапана тем самым оставляя зазор. Чем туже винт закручен, тем больше зазор. Этот зазор определяет количество поступающего топлива при отпущенном газе.

2. Двигателю для старта и на холостом ходу нужно чуть большее и более рпавномерное количество топлива, чем то, которое поступает через главный топливный жиклер. Для этого в конструкцию был добавлен еще один топливный канал с жиклером в обход иглы. Открытость или закрытость канала и следовательно – количество проходящего через него топлива определяется положением “винта холостого хода”. Если винт закручен канал перекрыт, если откручен то открыт.

3. Для старта и работы непрогретому двигателю нужна большая концентрация бензина в смеси. Этого можно добиться , как вы уже поняли, открыв жиклеры. Но есть второй способ обогащения, который также широко применяется на любом карбюраторе – установка дросельной заслонки. Функция её весьма простая – уменьшить количество воздуха, проходящего через карбюратор и таким образом увеличить концентрацию капель топлива в воздухе. Дросельную заслонку также еще называют подсос.

После включения в список всех перечисленных конструктивных тонкостей, карбюратор ориентировачно принимает следующий вид:

карбюратор двигателя 139FMB китайского мопеда в разрезе

карбюратор двигателя 139FMB китайского мопеда в разрезе


Здесь добавилась 7 – дросельная заслонка, и 8 – тот самый рассматриваемый обходной канал.

Теперь попробуем расписать коротко и ясно процесс работы такого карбютора от начала до конца. Топливо из бензобака по топливной трубке попадает в карбюратор. Для того, чтобы не было перебоев в работе двигателя из-за отсутсвия топлива предусмотрена так называемая попловкая камера. Принцип работы этой камеры будет ясен всем, кто хоть раз разбирал дома сливнйо бачок унитаза))!

В попловкой камере находится сам по себе полавок, наполненный воздухом, с ним соединен игольчатый клапан попловковой камеры, когда камера наполненна бензином, игольчатый клапа закрывает впускное отверстие, как только количество бензина уменьшается и клапан открывается, открывая канал из бензобака и позволяя наполнять камеру. Итак, топливо наполнило полностью попловкую камеру, попловок всплыл, клапан наполнения зкарылся. Пришел мопедист и хочет ехать) Первое, что он делает при заводе (холодном старте двигателя) это перекрывает дросель, воздушную заслонку. Первое нажатие на стартер заставляет проходить воздух через карбюратор.

Ручку газа ездок еще не выкручивал, поэтому проходящий поток воздуха вытягивает частички топлива только через канал 8 и незначительное его количесвто через игольчатый клапан. Этого топлива достаточно для того, чтобы завести двигатель. Двигатель начинает работать и прогреваться. После прогрева двигателя можно открыть воздушную заслонку и тем самым обеднить смесь.

Для начала движения мотоциклист должен повернуть ручку газа, открыв главный топливный жиклер и увеличив количество топлива в смеси. Топливо из главного топливного жиклера высасывается таким же образом, как и через канал 8. Количество топлива, проходящее через жиклеры, регулируется положением винтов количества оборотов и холостого хода, а также натяжением тросика газа. Количество топлива регулируется элементрано размером (калибром) топливной дырки.

На следующих фотографиях представлен вид карбюратора со снятой поплавковой камерой. Самый длинный здесь главный топливный жиклер. Рядом расположен второй. Попловок белого цвета.

карбюратор двигателя 139FMB китайского мопеда в разобранном виде и поплавок белого цвета

карбюратор двигателя 139FMB китайского мопеда в разобранном виде и поплавок белого цвета


карбюратор двигателя 139FMB китайского мопеда в разобранном виде и поплавок белого цвета
карбюратор двигателя 139FMB китайского мопеда в разобранном виде и поплавок белого цвета
После краткого обсуждения принципа работы карбюратора поговорим о его настройке и ремонте. Теперь , после прочтения основ работы карбюратора, настройка не покажется настолько сложной. В первую очередь надо понять, что главной проблемой в работе карбюратора является грязь и пыль. Грязь эта попадает из воздуха и дорожная пыль напрочь забивает жиклеры. Это касается и воды, и прочих радостей. Поэтому, в первую очередь вам надо позаботиться о хорошем воздушном фильтре.

Фильтры нулевого сопротивления, получившие распространение в последнее время , практические не защищают карбюратор от грязи, лучше старый добрый поролон, пропитанный маслом. Основная причина выхода карбюратора из строя его засорение. Если карбюратор засорился его приходится промывать и заново настраивать. Промывка заключается в его переборке. Прочищать жиклеры проволокой нельзя! Это изменит размер калибра.

Допустима только промывка и продувка. Часто помогает вымачивание жиклеров в растворителях с последующей продувкой. Как продувать жиклеры? Тоже весьма просто – либо дунуть самому, либо использовать насос. В некоторых случаях гораздо проще заменить жиклеры целиком.

С этой целью обычно покупают так называемый рем.комплект карбюратора. После использования такого комплекта, включающего обычно новые резиновые прокладки и жиклеры, а также иглу карбюратора, вы получите практически новый карбюратор. Как выбрать нужный рем.комплект?

И сориентироваться с жиклерами? – ответ прост. При разборке вам наверняка бросилась в глаза цифра, выбитую на жиклере. Именно это называется номером жиклера. Цифра также может быть выбита мелким , незаметным шрифтом, но на всех карбюраторах, которые попадали ко мне в руки. цифры эти были (после тщательного рассмотрения).

Что еще плохого может случиться с карбюратором? А еще частенько гнется игла карбюратора и ломается поплавковый клапан. Определить работоспособность поплавкового клапана легко. На карбюраторе есть сливное отверстие с винтом. Если вы откручиваете этот винт, должно политься топливо. Если этого не произошло, значит игольчатый клапан поплавка либо засорился, либо погнулся,либо что угодно, но функцию он свою не выполняет и топливо в двигатель не поступает.

Для ремонта разберите карбюратор, проверьте свободное положение поплавка и все элементы. Возможно и второе развитие событий – клапан может не закрываться. В этом случае из карбюратора будет постоянно подтекать топливо, так как конструкцией предусмотрено отверстие для профилактики перелива.